Игровой процесс
Сюжет игры разворачивается в постапокалиптической Москве, преимущественно в московском метро, начиная (После запуска идет часть одной из последних миссий) со станции, где вырос главный персонаж Артём (он родился ещё до войны в неразрушенном городе), но иногда игроку приходится выбираться на поверхность для выполнения определенных миссий и в поисках чего-либо ценного.
Локации в игре отражают мрачную атмосферу туннелей метро, хотя и сделаны более зловещими чем в реальности. Часто происходят странные эффекты и шумы, и иногда игроку приходится полагаться лишь на эти вспышки, чтобы найти путь в кромешной тьме. На поверхности игроку грозит ещё большая опасность, поскольку там присутствует радиационное излучение, также приходится все время носить противогаз из-за отравленного воздуха. Вода часто также оказывается радиоактивной, и даже небольшое её касание может отнять жизнь.
Часто локации запутаны, при этом в игре нет какого-либо варианта карты, оставляя игроку выяснять направление лишь при помощи компаса. В игре отсутствует шкала здоровья, и следить за здоровьем персонажа приходится лишь вслушиваясь в его сердцебиение и наблюдая брызги крови на экране, являющиеся показателями состояния персонажа и степени его ранения. В игре нет экранного индикатора, показывающего степень изношенности фильтров в противогазе персонажа. Вместо этого игроку предлагается следить по наручным часам, циферблат которых разделен на три зоны, соответствующих степени изношенности фильтров, что вынуждает игрока регулярно обращаться к ним, чтобы не пропустить момента когда потребуется замена фильтров. Противогаз также отражает свое состояние в виде трещин на стекле, предупреждая игрока о потребности в новом противогазе.
Интерфейс игры содержит традиционные элементы дисплейных индикаторов, таких как, например, индикатор амуниции и список оставшихся фильтров для противогаза и инъекций адреналина (медаптечек). Выпущено дополнение «ranger Pack», которое полностью отключает все индикаторы, оставляя возможность посмотреть индикаторы глянув на часы.
Ещё одним ключевым фактором является управление амуницией. Для АК присутствуют два вида боеприпасов 5,45×39 мм:
- Довоенные патроны от АК, являющиеся эквивалентом денег — «золотые» патроны.
- Современный кустарный аналог.
«Золотые» патроны желательно экономить, переключая автомат на стрельбу обычными (нажать и удерживать R). Патроны для остального оружия подобных аналогов не имеют.
Сюжет
Начало
В начале игры Артём поднимается из метро с человеком по имени Мельник, возглавляющим элитную группу сталкеров. Они оказываются в руинах Москвы недалеко от Останкинской телебашни, где они встречают ещё троих коллег. Группа успешно обороняется от мутировавших гигантских крыс и летающих монстров («демонов»). Затем события игры переносятся за восемь дней до битвы у Останкинской телебашни, начавшись с пробуждения Артёма на станции метро ВДНХ, которая стала его родным домом после того, как его сюда привёл его отчим по кличке Сухой. Он знакомит Артёма с ещё одним сталкером — мужчиной, известным лишь как Хантер, который помогает отбивать атаки мутантов. По словам Сухого, атаки являются не столь опасными, по сравнению с угрозой появления «чёрных», таинственных чужеподобных существ, проникающих через выход станции Ботанический Сад. «Чёрные» могут негативно воздействовать на психику людей на расстоянии и использовать свою психическую энергию, преобразуя её в физическую энергию большой мощности. Хантер пытается выяснить больше об этих существах и при возможности уничтожить их. Перед уходом со станции он даёт Артёму жетон сталкера, вместе с заданием отправиться в Полис (наиболее могущественная и дружелюбная группа станций в метрополитене) и попросить помощи у местных сталкеров.
Путь до Рижской
Приключения Артёма начинаются, когда становится ясно, что возвращения Хантера ему уже не дождаться, и парень начинает свой путь в Полис. Со станции ВДНХ он завербовывается на караван до станции Рижская. По пути Артём едет по туннелю на дрезине и слушает разговор одного из караванщиков, который рассказывает, что частенько ездил к центру в Полис. Однако в последнее время на Проспекте Мира обосновались солдаты Ганзы, которые контролируют всю Кольцевую линию. И чтобы попасть на их станцию, необходимо либо везение, либо паспорт гражданина Ганзы. После рассказа дрезина попадает в «проклятый тоннель», в котором обитает много призраков и мутантов. После нескольких минут, проведённых в туннеле, все люди, которые входят в «караван», теряют сознание. Артём раньше всех приходит в чувство и помогает остальным отойти от обморока. Когда же они очнулись на них бежала целая волна тоннельной нечисти. Почти доехав до станции он как и другой караванщик падает из дрезины, но остаётся живым. В последний момент он успевает добежать до ребят которые уже на позиции с огнемётом. При помощи огнемёта им удаётся уничтожить остатки волны. Глава заканчивается фразой: «Ух, горячая ночка сегодня выдалась!»
Бурбон
Артём не знает, как продолжать свой путь до Полиса, так как Проспект мира закрыт. И, чтобы попасть, он знакомится с мелким бандитом по имени Бурбон, которому необходима его помощь в рискованном переходе через туннели на Сухаревскую, контролируемые безжалостными бандитами. Бурбон обещает, что после того как они будут на Сухаревской, он отдаст Артёму свой Калаш и покажет ему правильное направление. По пути на станцию, Бурбону встретятся друзья возле Базара (Проспект Мира) и им удаётся пройти на станцию. Тот задолжал главе станции Михалычу несколько патронов. Пока Бурбон разбирался с ними, он сказал Артёму чтоб тот купил фильтры для вылазки на поверхность. Потом солдаты открывают гермоворота и ГГ с Бурбоном поднимаются на поверхность. Там они обыскивают мёртвых Сталкеров. На улице они замечают опасного мутанта «демона» и прячутся. Артём пытавшийся перепрыгнуть к Бурбону падает на соседнюю машину и идёт в здание где находится вентиляционная шахта к Сухаревской. Найдя попутчика они отправляются на Сухаревскую. Там Бурбона ловят бандиты, но Артём смог успеть взять его вещи с калашом. Расправившийся с бандитами он идёт на помошь к Бурбону, но того убивают и появляется седой мужчина по кличке Хан.
Вместе с Ханом
Отправившись вместе с Ханом, Артём исследует некоторые опасные места метро — заброшенные туннели, где никого нет: ни бандитов, ни живых существ. Путешествие приводит обоих мужчин на станцию Тургеневская (по роману — Проклятая станция), где Артёму надо отыскать в туннелях взрывчатку и взорвать её в различных местах, чтобы преградить путь мутантским потокам, угрожающим станции.
Через линию фронта
В ходе успешного выполнения задания пути Артёма и Хана расходятся, и вскоре Артём попадает на станцию Кузнецкий мост, одну из свободных станций, однако контролируемых коммунистами. Его начинают преследовать по ошибке и почти арестовывают, но ему удается сбежать при помощи незнакомца, которого убивают при побеге. Артём падает с деревянного мостика, и его тут же скрывает у себя в комнате Андрей Мастер, которого ему необходимо было найти. При помощи Андрея Мастера, Артём забирается в багажное отделение под дрезиной, везущей солдат к границе коммунистической территории метро, где разгорается война с неонацистами на мосту. Здесь Артёму приходится прокладывать себе путь через линию фронта, воюя как с фашистами, так и с коммунистами. Во время боя он попадает в плен к фашистам. Фашисты готовятся казнить Артёма, но в последний момент его спасают два сталкера — Ульман и Павел. Артём показывает им жетон Хантера, и Ульман приказывает Павлу отвести Артёма в Полис, где они должны будут позднее встретиться.
от Павелецкой до Серпуховской
Павел и Артём крадут бронированную дрезину и пытаются проехать фашистские блок-посты, выдавая себя за фашистов. Их обман раскрывают и начинают преследовать в туннелях на других дрезинах и бронированном танке. По пути Павла убивают напавшие мутанты, а Артём добирается до станции Павелецкая, где принимает участие в обороне станции от нашествия мутантов. Оборона станции не удаётся и Артёму необходимо передать информацию в Полис до падения станции. Уничтожая кикимор, Артём находит ребёнка с которым впоследствии доходит до жителей покинутой станции. Получив информацию о том как попасть на Чёрную станцию. Артём снова выбирается на поверхность (через территорию фашистов), чтобы передать сигнал бедствия с Павелецкой. Он проходит на Чёрную станцию, находящуюся между Добрынинской и Полянкой, но уже у входа его обнаруживает фашист. Он готов пристрелить Артёма, но парня спасает Ульман, убивая охранника. Узнав от Артёма, что Павел погиб, Ульман подтверждает, что фашисты уже заполонили всю Чёрную станцию и ему придётся пробираться сквозь них одному. Ульман отдаёт ему ВСК, и говорит, что будет ждать его в туннеле к Полису. После сражения с фашистами Артём добирается до Ульмана, они уезжают на дрезине и добираются до укреплённых границ Полиса.
Полис
В Полисе Артём показывает жетон Хантера Мельнику и рассказывает совету станции про угрозу, прося помощи. Однако Совет в помощи отказывает ввиду недостатка ресурсов и людей, которые требуются для войны с фашистами, да к тому же считает Артёма суеверным парнем с окраины. Надежда появляется, когда Мельник обещает свою помощь в борьбе с чёрными и спасении ВДНХ, тем самым спасая и остальные станции. Мельник планирует найти Д6 (Метро-2), чтобы добраться до ракетных установок и уничтожить логово чёрных. Точный вход в Д6 был потерян в результате ядерного удара, поэтому сталкерам приходится выбираться на поверхность и идти в Российскую государственную библиотеку, чьи военные архивы хранят документацию о расположении Д6.
Мельник, Артём и Данила добираются до библиотеки. Там Данилу едва не убивает демон и Мельник его отводит обратно в Полис, оставляя Артёма самостоятельно искать документы. В ходе поиска документов в библиотеке Артём встречается с обезьяноподобными «библиотекарями», псевдоразумными существами, возможно, когда-то бывшими людьми. Особенная сторона этих существ — они не нападают, если не нападать первым, смотреть им в глаза и медленно отходить назад. Не стоит так же спускать с них глаз, и, тем более, поворачиваться к ним спиной. Артём проходит через хранилище. Несколько раз они пытаются безуспешно на него напасть, после чего устраивают ему ловушку, загоняя в лифт и нападая на него. Артём был ранен и уже счёл себя погибшим, но едва «библиотекарь» приготовился нанести последний удар, как в зал влетает «демон», преследовавший Артёма ещё на поверхности, который, в принципе, спас Артёма, но не против закусить хоть им, хоть «библиотекарями». Но тут уже «библиотекарь» нападает на Демона, едва тот отвлекается на Артёма, а нападающий с крыши библиотекарь умирает от падения лифта, не выдержавшего его веса. Артём, придя в себя на полу лифта, доходит до архивов, и находит ту самую папку с секретными документами, встречая на пути «чёрных библиотекарей» и ему удается найти документы о «Д6».
Д6
Он выходит на поверхность и на него снова нападает библиотекарь, но того сбивают сталкеры на кустарном внедорожнике, спасая Артёма. Мельник и Ульман отвозят Артёма на «Спарту» — наземный форпост сталкеров, где Артём встречает оставшихся сталкеров: Бориса, Степана, Владимира и нескольких безымянных персонажей. Также судьба вновь сводит его с Ханом, чьи двусмысленные слова говорят Артёму о том, что итог путешествия зависит только от него самого.
Отсюда сталкеры отправляются в Д6 (Метро-2). Борис и Степан погибают в схватке с толпой мутантов. В Д6, огромном военном бункере, выжившие сталкеры находят ракетный командный центр, но в нём не оказывается электропитания. Артёму и Мельнику приходится вручную перезапустить реактор центра, ради чего им приходится пробиваться через странные спороподобные образования, порождающие взрывающиеся ядовитой слизью шары-амебы, вероятно, являющиеся результатом мутации биологического оружия. Добравшись до реактора, Артём и Мельник сталкиваются с некой биомассой, которая охраняет реактор и является прародительницей тех самых амёбоподобных существ. Биомасса не даёт Артёму и Мельнику запустить реактор с пульта, и Артём запускает реактор вручную, удалив краном замедляющие стержни в рабочей зоне реактора. Это лишает биомассу энергии, но не убивает её окончательно. Поднимаясь на поверхность, Артём и Мельник видят боевую технику, расположенной на других уровнях. Мельник удивляется найденному арсеналу и надеется при помощи него вновь очистить поверхность от мутантов. Добравшись до поезда, Артём берёт навигационную установку с лазерным целеуказателем и, прощаясь с Ульманом и Владимиром, вместе с Мельником садится в поезд и оба отправляются в сторону Останкинской телебашни.
Единственные выжившие после нападения «демонов», Мельник и Артём, оставив Владимира за компьютером управления и Ульмана для его охраны в комплексе, прорываются к Останкинской телебашне сквозь орды мутировавших крыс, неся с собой лазерный целеуказатель для ракет из ветки метро Д6. Для этого нужно забраться на самую высокую точку — Останкинскую телебашню. «Демон» тяжело ранит Мельника. Артёму приходится в одиночку завершить путешествие. Ракеты уничтожают весь «улей чёрных».
Концовки
В игре есть два вида концовок:
Обычная концовка
Обычная концовка. Нужно лишь придерживаться основной сюжетной линии. Не выполнять второстепенные задания. В конце игры, застрелив чёрного, Главный герой будет наблюдать, как из Д-6, со стороны озера Останкинский пруд будут лететь три ракеты. Они успешно поражают цель, сделав из главного здания Ботанического сада руины.
Альтернативная концовка
Игра имеет альтернативную концовку в отличие от обычной, когда Артём должен лишь дождаться указания цели и наблюдать за уничтожением «чёрных». В альтернативном варианте у игрока есть выбор: уничтожить их, либо пощадить их и вывести из строя систему наведения. Артём понимает, что «чёрные» пытались выйти на контакт, а до этого уничтожали людей как агрессивный и примитивный биологический вид. «Чёрные» живы и больше не причинят никому зла.
В конце каждой концовки Артём стоит, смотря на рассвет, обсуждая свой поступок.
Чтобы получить хорошую концовку нужно делать добрые дела на протяжении всей игры, список:
- Глава 1 — ВДНХ: Мужик на станции попросит дать ему два патрона, чтобы купить медикаменты для сына, не откажите ему. Загляните к отчиму в кабинет перед отъездом и 2 раза поговорите с ним (сначала о гуманитарной помощи, потом о Хантере и сталкерах).
- Глава 2 — Рижская: Есть нищие на станции. Дайте патрон хоть одному нищему. Дать пульку мальчику, чтоб он отвел вас к Бурбону.
- Глава 2 — Мост: В поезде в одном из ящиков есть куклы, надо нажать на одну из них (появится вспышка).
- Глава 2 — Проспект Мира (Рынок): Между баром, где сидит Бурбон и пунктом обмена патронов будет нищий, рассказывающий историю маленькому ребёнку, дайте ему патрон.
- Глава 2 — Мёртвый город 1: В конце уровня, перед тем как свернуть налево, пойдите направо. Там вы найдете нычок с магнитофоном. Прослушайте сообщение.
- Глава 3 — Призраки: Как только с Ханом выйдете из туннеля с призраками, будет момент, когда крыса сбросит вещи со стола, с этой стороны найдите труп человека (должна появиться характерная вспышка). После момента как аномалия, вылетев из поезда, уничтожит монстров, идите в конец тоннеля и обнаружите там скелет (будет характерная вспышка).
- Глава 4 — Линия фронта: Наверху командного пункта Красной армии, подслушивание разговора трех солдат приведет к хорошему действию. Также нужно освободить из плена трех красных фашистской территории. Завершение этого уровня без убийства врагов, даст нам ещё один хороший поступок (надо выбрать между спасением красных или прохождением без убийств).
- Глава 4 — Депо: После того как Павел убит и мы остаемся одни, в конце уровня нужно исследовать поезд и всех жителей.
- Глава 4 — Павелецкая: Возьмите пленку у умирающего капитана. на уровне с норковыми мутантами исследуйте все закоулки станции… После того как пройдете всю станцию, перед тем как идти в тоннель на право, сходите налево до конца, найдите там труп рядом с магнитофоном на столе.
- Глава 4 — Ребёнок: Откажитесь от патронов матери Саши.
- Глава 4 — Форпост: Отправите сигнал SOS, используя коммуникации на крыше нацистской заставы. Используйте подъемный кран и лестницу сбоку здания.
- Глава 4 — Чёрная станция: Подслушайте первых двух нацистских часовых (можно послушать разговоры кого угодно для плюсиков, но для этого нужно проходить эту станцию в режиме стелса хотя бы поначалу, тогда 3 разговора подслушаете гарантированно). Завершение этого уровня без убийства врагов, даст нам ещё один хороший поступок.
- Глава 5 — На Спарту: Обязательно поговорите с Ханом на Спарте.
- Глава 6 — Тоннель на Киевскую: когда отключаешься на поезде по пути в Д6, в видениях нужно идти к чёрным, а не к людям.
- Глава 7 — Бред: Если вас ждет хорошая концовка, чёрные будут говорить «Он хочет истребить нас… Почему..?» и будут видны неподвижные сцены с ядерным ударом и боя чёрных с людьми на поверхности и в эпилоге будет говорить Хан, в противном случае ждите ракетной атаки на чёрных.
После выхода обновления DLC Ranger Pack, стало возможным получить хорошую концовку без пожертвований (пункты 1 — 3). Таким образом внимательный игрок, исследующий все закоулки и слушающий все диалоги, получит возможность просмотреть оба варианта концовки.